Концерты музыки
 С.И.Танеева

Вторник, 24 сентября 2002 года

РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского
(Большая Никитская ул., 11)

Русский Моцартеум

Первый концерт цикла


1 отделение

В.А. Моцарт (1756-1791)

Квартет соль минор для клавира, скрипки, альта и виолончели, K.V. 478
    I. Allegro
   II. Andante.
  III. Rondo

Трио Ми-бемоль мажор для кларнета, альта и клавира, K.V. 498
    I. Andante.
   II. Menuetto.
  III. Rondeaux. Allegretto.

2 отделение

С.И. Танеев (1856-1915)

Квартет Ми мажор для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, соч. 20 (1902-1906)
    I. Allegro brillante
   II. Adagio piu tosto largo. Allegro agitato. Tempo primo (Adagio). Largamente.
  III. Allegro molto. Fuga. Sostenuto. Tranquillo. Agitato. Largamente. Moderato serafico

исполнители - солисты Танеевского музыкального общества

Михаил НИКЕШИЧЕВ (фортепиано)
Константин КОМИССАРОВ (скрипка)
Маргарита СПИРИДОНОВА (альт)
Андрей СПИРИДОНОВ (виолончель)

в концерте принимает участие

Кирилл РЫБАКОВ (кларнет)

      "Фортепианный квартет g-moll начинается мрачной и страшной темой рока; затем проносится сверху вниз легкая фигурка, как дрожь на поверхности человеческой массы; вторично рок, вторично проносится дрожь - и возникает как бы вселенский человеческий хор страсти и страдания. Первая часть кончается пароксизмом мирового отчаяния и ужаса" (Г.Чичерин). Эти "последние вопросы" ставят квартет в ряд самых мрачных музыкальных трагедий Моцарта: фуги и клавирного концерта до минор, ля-минорной клавирной сонаты, медленной части концерта K.271, вступления "Диссонантного" квартета, "Реквиема"... На вопрос "из бездны" нет ответа ни в отрешенной медленной части квартета, ни в финале. Соль-мажорное финальное рондо - калейдоскоп чудесных, сменяющих друг друга, музыкальных образов. Композитор как бы бросает взгляд на всю жизнь: из детства звучит короткий мотив И.К. Баха, у которого Моцарт ребенком сидел на коленях ("Появление темы, заимствованной у Иоганна Кристиана, кажется мгновением безоблачного счастья. Мгновением, которое не повторится, ибо на протяжении всей части Моцарт больше этой темой не воспользуется. Она - моцартовское небо: мелодия, расцветшая так непреднамеренно, словно Божий дар, который должен остаться неприкосновенным", - А.Эйнштейн); вслед за баховским мотивом звучат волшебные бубенцы из будущего - еще не написанной "Волшебной флейты". Неожиданное вторжение в коде тональности Ми-бемоль мажор скорее подчеркивает неразрешимость поставленных в начале квартета вопросов. Есть ли на них ответ? Возможно ли вообще в масштабах западноевропейской "рождественской" культуры разгадать проблематику моцартовской музыки? (О выделенных В.С. Непомнящим типах культуры: "рождественской" западноевропейской и "пасхальной" русской см. его работу "Удерживающий теперь. Феномен Пушкина и исторический жеребий России")
     При жизни Моцарт был знаком со многими русскими вельможами, лично общался с императором Павлом I, дружил с русскими музыкантами. Всем нам хорошо известен факт приглашения его на службу в Россию, осуществлению которого помешала смерть. Если же сопоставить партитуры О.Козловского, Е.Фомина, М.Березовского, Д.Бортнянского и других русских композиторов с синхронно писавшимися моцартовскими, удивляет схожесть интонаций, то родство духа, которое вообще редко в музыкальном искусстве. Создается впечатление, что русская музыка ждет композитора к себе. В России - через пушкинскую Маленькую трагедию - Моцарт воскрес в венце мученика. Здесь вышла первая крупная монография о нем (А.Улыбышев). Здесь - в единственной стране - развернулась дискуссия (Одоевский, Улыбышев): Моцарт или Бетховен? В России сложилось композиторское направление, которое, став основным вектором русской музыки, в то же время может быть названо "Русским Моцартеумом". Великим интерпретатором, исследователем и последователем Моцарта был С.И. Танеев. Верность музыканта Моцарту вызывала со стороны критиков ироническое, снисходительно-насмешливое отношение: "Он берёт за образец своего творчества композиции Моцарта - анахронизм"; "всё одна сушь, Моцарт, солидная контрапунктическая работа, а то и простое упражнение в трезвучиях..." К этим упрёкам С.И. Танеев относился снисходительно: "Я положительно убежден, что та форма оперы, в которой писал Моцарт, есть самая совершенная... Особенно поразительны у Моцарта ансамбли: характер действующих лиц в них выдержан, настроение музыкальных фраз соответствует тексту, каждый участвующий представляет собою вполне самостоятельное лицо, а всё это укладывается в музыкальные рамки, которые, независимо от текста, чисто с музыкальной точки зрения вполне безукоризненны и логичны Это есть высшая ступень совершенства в опере. Если теперь так не пишут, то потому, что не умеют" (из письма к А. Аренскому).
      Фортепианный квартет Ми мажор повествует о приходе человека в мир, его жизненном пути и встрече с вечностью. Первому крику рождения предшествует преодоление границы, отделяющей небытие от жизни: квартет начинается в тональности Ре-диез мажор, то есть на полтона ниже основной. Центральная часть цикла - Adagio piu tosto largo - отмечена не только удивительным по своей красоте и глубине лиризмом, но и редким взлетом, преодолением земных тяготений и парением над земными горизонтами. Ремарка начала фуги в финале (quasi tromba - "как труба") адресует к юношеской кантате "Иоанн Дамаскин": "В тот день, когда труба вострубит мира преставленье, прими усопшего раба в Твои небесные селенья". Следующий за этим раздел объективно фиксирует расставанье тела и души. В заключительном Moderato serafico (ангельское moderato) - взгляд художника-пророка прозревает все, что было в этой жизни, а музыкальные темы всех частей квартета гармонически сосуществуют в звенящем небесными колоколами райском единстве. "Если сочинение должно состоять из нескольких частей, то я приступаю собственно к сочинению не ранее, чем уясню себе характер последующих частей, непременно в соотношении с начальной частью, и часто не ранее, чем для каждой из них не остановлюсь на определенных темах. В большинстве моих сочинений все части связаны общим тематическим материалом, так что приходится, при выработке сочинения, обдумывать то одну, то другую часть. Из практических соображений я чаще всего окончательную выработку начинаю с финала, чтобы он не был слабее других частей, написан со свежими силами, чтобы яснее видеть, к чему должны привести предшествующие части (если начинать сочинение в хронологической последовательности частей, то к последней части утомляешься и не можешь бороться с собой и не желать во что бы то ни стало поскорей кончить сочинение - причина, почему финалы зачастую слабее других частей)", - С. Танеев. Мысли о собственной творческой работе.
      О схожем - содержащем ответ - финале (применительно к трагедии "Пир во время чумы") говорит современный пушкинист: "был найден финал цикла, а с ним - его структура, смысл, воплощение, перспектива. Перспектива уходит в вечность. Это не метафора.
      Тема трагедии - отношения человека с вечностью, иначе - с бессмертием. С жаждой бессмертия, которая есть память человека о своем божественном происхождении.

          Все, все, что гибелью грозит,
          Для сердца смертного таит
          Неизъяснимы наслажденья -
          Бессмертья, может быть, залог!

     Великие слова. В них интуиция бессмертия, для которого и был сотворен человек; интуиция, оставленная ему и после грехопадения, за которым в мир вошла смерть. В них память о том, что смерть может быть вратами в бессмертие" (В.С. Непомнящий. "Да ведают потомки православных").
     По глубокому убеждению Г.В. Свиридова, мы - русские - иоаниты, наследники святого Иоанна Богослова. И для нас его Откровение исполнено особым смыслом: "И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний и живый; и был мертв, и се жив во веки веков, аминь; и имею ключи ада и смерти" (Отк., гл.1, 17-18); "Жаждущий пусть приходит, и желающий пусть берет воду жизни даром" (гл.22, 17). О том же и Символ нашей веры: Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Михаил НИКЕШИЧЕВ



Начало концерта в 19.00
Вход свободный


года.