Ученики



Имена частных учеников С.И. Танеева отмечены знаком *


Адамовский, И., инструм. (1879-1880); своб. соч. (1882-1883).
* Александров, А.Н., гарм. и контрап. (1907-1910).
Алчевский, Г., контрап. (1890-1891, 1892-1893).
Альбедиль, А.Ф., фп. (1881-1888).
Анрой-ван, П., контрап. (1899-?).
Аргамаков, В.Н., контрап. (1902-1903; канон и фуга (1903-1904).
* Артынов, В.Е., контрап. (1907-1908).
Астафьев, В., контрап. (1890-1891); фуга (1891-1892).
* Базилевский, Г.П., контрап. (1905-1906).
* Бакалейников, В.Р., гарм. и контрап. (1900).
* Бакалейников, Н.Р., гарм. и контрап. (1900).
Бартенев, С.П., фп. (1881-1888).
Бартц, Г., контрап. (1896-1897).
Бауэр, А.Ф., контрап. (1894-1895); фуга (1895-1896); формы (1897-1898);
Белозеров, М., контрап. (1891-1892); фуга (1892-1893).
Берзкалн, Г., контрап. (1900-1901); канон и фуга (1902-1903).
Бобров, Ф., контрап. (1889-1890); фуга (1891-1892).
Богомолова, С.И., фп. (1881-1888).
Болотнов, С., контрап. (1898-1899); канон и фуга (1900-1902); формы (1902-1903).
Борк, Э., контрап. (1894-1896).
Борознин, В., контрап. (1898-1899); формы (1900-1902); фуга (1902-?).
Брюсова, Н.Я., контрап. (1900-1901); канон и фуга (1902-1903); формы (1902-1903).
* Бубек (Фульда), Е.Ф., контрап. (1912-1915).
Бубек, Ф.Х., контрап. (1893-1894); контрап. и фуга (1903-1905).
Букке, Е.А., контрап. (1896-1897).
Булычев, В.А., контрап. (1895-1896).
де-Бур, А.Е., контрап. (1901-1902); канон и фуга (1902-1903); формы (1903-1904).
Буюкли, В.И., контрап. (1890-1891); фуга (1891-1892).
Бюхнер, Э.К., контрап. (1895-1896); формы (1897-1898).
Валашек, Р.Ф., контрап. (1897-1898).
Варгин, В.В., контрап. (1895-1896); формы (1897-1898).
Василенко, С.Н., контрап. (1895-1896).
* Васильев, П.И., гарм., контрап., фуга и формы (1911-1915).
Вейденберг, Э., контрап. (1889-1890); фуга (1902-?).
Вейнберг, Я.В., контрап. (1900-1901); канон и фуга (1901-1902); формы (1902-1903).
Вильшау, В.Р., контрап. (1886-1888).
Виноградов, А.А., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1903-1904); формы (1904-1905).
Виноградов, В., контрап. (1891-1892).
* Виноградов, П.М., контрап. (1907-?).
Вишняк, В., гарм. (1879-1880); своб. соч. (1883-1884).
Волков, А., контрап. (1894-1896).
Волков, К., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1903-1904); формы (1904).
Воронцов, И., контрап. (1881-1882).
Воскресенская, Е.Г., фп. (1881-1888).
Гайда, П., контрап. (1899-1900); канон и фуга (1900-1901); формы (1901-1902).
* Гартман, Ф.А., контрап. (1907).
Гинцбург, Л., контрап. (1887-1888).
Глиэр, Р.М., контрап. (1895-1896); фуга (1896-1897); формы (1897-1898).
Глуховцев, А., контрап. (1901-1902); канон и фуга (1902-1903); формы (1903-1904).
Гнесина, Евг.Ф., гарм. (1881-1882); своб. соч. (1885-1886).
Гольденвейзер, А.Б., контрап. (1892-1893).
* Гречанинов, А.Т., формы (1900-е гг. в конс.); контрап. и фуга (1904-?).
Григорьев, Н., контрап. (1895-1896).
Губен, М., контрап. (1903-1904); канон и фуга (1904-1905).
Гуревич, Е.Д., гарм. (1881-1882); контрап. (1892-1893).
* Евсеев, С.В., контрап. и фуга (1912-1915).
Жиляев, Н.С., контрап. и фуга (1896-1901); формы (1900-1901).
Завадский, А.Ф., фп. (1881-1888).
Званцов, Н., контрап. (1891-1892); фуга (1892-1893).
Зейслер, И., контрап. (1901-1902); канон и фуга (1902-1903).
Зилоти, А.И., инструм. (1880-1881).
Зубанов, А.Т., контрап. (1893-1894).
Иванова, М.С., фп. (1881-1888).
Игумнов, К.Н., контрап. (1891-1892); фуга (1892-1893).
* Исерлис, Ю.Д., гарм. (1900); формы (1905-?).
Калюжный, Б.В., контрап. (1895-1896); формы (1897-1898).
Карагичев, Б.В., контрап. (1901-1903); канон и фуга (1903-1904); формы (1904-1905).
* Карцев, А.А., контрап. (1905-1906).
Кастальский, А.Д., инструм. (1879-1880).
Кашперова, Е.В., контрап. (1889-1890).
Кенеман, Ф.Ф., контрап. (1891-1892); фуга (1892-1893).
Клечковский, М.М., контрап. (1899-1900); канон и фуга (1900-1902); формы (1901-1902).
Козлов, И.А. контрап. (1896-1897); формы (1899-?).
Конюс, Г.Э., гарм. (1880-1881); своб. соч. (1885-1886).
Конюс, Л.Э., контрап. (1886-1887).
Конюс, Ю.Э., контрап. (18896-1887).
Корганов, Г.О., контрап. (?-1890).
* Корещенко, А.Н., фп. (1881-1888).
Корнилов, Д.Г., контрап. (1897-1898).
Кучеренко, Д.М., контрап. (1899-1900); канон и фуга (1900-1902); формы (1901-1902).
Ладухин, Н.М., гарм. (1879-1880); своб. соч. (1884-1886).
* Ленивцев, Е.П., контрап. (1909-1914).
Лидак, Ф., контрап. (1889-1890).
Линберг, А.А., I гарм., (1878-1879); своб. соч. (1885-1886).
Львов, П.Р., контрап. (1903).
Ляпунов, С.М., инструм. (1879-1880); своб. соч. (1882-1883).
Мазурина, Н.М., фп. (1881-1888).
Мальковская, Ю., контрап. (1892-1893).
Мамонтов, С.И., контрап. (1896-1897).
Маноцков, А., контрап. (1895-1896).
Мейчик, М.Н., контрап. (1898-1899).
Метнер, Н.К., контрап. (1897-1898); формы и фуга (1901-1902).
* Метцль, В.Л., контрап.? (1898-1900).
Миттельштедт, А., контрап. (1898-1899); формы (1900-1901).
Морозов, Н.С., инструм. (1880-1881); контрап. (1887-1888).
Нагибин, В., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1903-1904); формы (1904-1905).
Натрадзе, Г.М., контрап. (1899?).
Николаев, Л.В., контрап. (1897-1898).
Николаевский, М.И., контрап. (1904-1905).
Никольский, А.В., контрап. (1897-1898).
* Орлов, Н.А., контрап. (1907, 1912, 1913).
Орлов, фуга (1892-1893).
Палиев (Палиашвили), З.П., контрап. (1900-1901); канон и фуга (1901-1902); формы (1902-1903).
Паульсен, К., канон и фуга (1902-1903).
* Померанцев, Ю.Н., гарм. (1893-1894); контрап. и формы (1894-1896, 1900).
Попелло-Давыдов, М., контрап. (1899-1900).
* Потоцкий, С.И., контрап., фуга и формы (1904-1908).
Протопопов, И.Н., своб. соч. (1886-1887).
Рахманинов, С.В., контрап. (1889-1890).
Рахманов, А., контрап. (1894-1895).
* Ренчицкий, П.Н., контрап. (1904-1906).
Ромашков, К.А., своб. соч. (1883-1884).
Рудольф, Л.М., контрап. (1897-1898); фуга (1899); формы (1900-1901).
* Сабанеев, Б.Л., гарм, контрап. (1892-1898).
* Сабанеев, Л.Л., гарм., контрап. (1892-1898).
* Садовников, В.И., контрап. (1910-1912).
Самсонов, Н., контрап. (1904-?).
Сараджаев (Сараджишвили), И.Ф., своб. соч. (1883-1884).
Сараджев, К.С., контрап. (1894-1895).
Сахновский, Ю.С., контрап. (1894-1895).
Сац, И.А., контрап. (1898-1899).
Скрябин, А.Н., част. уроки теории (1884?); контрап. (1889-1890).
* Славинский, Ю.М., контрап.? (1907-1911?).
Соколов, А., своб. соч. (1885-1886).
Соколов, И.Н., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1902-1904); формы (1904).
* Соколовский, А.Н., контрап. и фуга (1912-1914).
Соханский, И.И., гарм. (1880-1881); своб. соч. (1885-1886).
* Станчинский, А.В., контрап. (1907, 1908, 1914).
Стугин, контрап.? (1895-1896).
* Таль, Ф.С., канон и фуга (1904-1905); формы (1907-?).
Тучинский, Г., контрап. (1894-1895).
Уваров, А., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1903-1904).
Унтилова, М.И., фп. (1881-1888).
* Федоров, Б.А., контрап. (1905-1906).
Фивейский, М.М., контрап. (1903-1904).
Хрущев, А., контрап. (1896-1897).
Чабан, О.И., гарм. (1879-1880); своб. соч. (1883-1884).
Челищев, А.С., контрап. (1902-1903); канон и фуга (1904-1905).
Черешнев, Г.Я., контрап. (1895-1896); формы (1897-1898).
Чесноков, А., контрап. (1890-1891).
Шведов, К.Н., контрап. (1904-1905).
Шестопал, И., своб. соч. (1885-1886).
* Шестоперов, В.Я., теория, гарм. (1881-?).
Шорнинг, В.Р., контрап. (1897-1898).
Шпигель, А.И., контрап. (1898-1899); формы (1900-1901).
Эйгес, К.Р., контрап. (1899-1900); канон и фуга (1900-1901); формы (1901-1902).
Энгель, Ю.Д., контрап. (1893-1894); фуга (1894-1895).
Юон, П.Ф., контрап. (1889-1890); фуга (1891-1895).
Яворский, Б.Л., контрап. (1899-1900); канон и фуга (1900-1901); формы (1901-1903).
Якимов, В., контрап. (1898-1899); формы (1900-1901).
Якобсон, Г., контрап. (1889-1890).

              Общее количество учеников Танеева достигает внушительной цифры - около 270 человек. В это число входят как консерваторские, так и частные ученики, когда-либо занимавшиеся у Танеева не только по специальным, но и обязательным теоретическим предметам (гармония, интсрументовка). Сюда же вошли ученики по классу фортепиано. В настоящем списке значится 155 учеников.

              "Плодотворное и непосредственное влияние "мирового учителя", как называл Танеева Глазунов, далеко выходит за пределы его педагогической деятельности и находит свое подтверждение в многочисленных рукописях и письмах композиторов - профессионалов и любителей, присылавших на его беспристрастный суд плоды своих зрелых и незрелых дум и творческих опытов. В обстоятельных и неизменно благожелательных ответных письмах, подчас выраставших до масштаба аналитических трактатов, Танеев проявлял замечательную чуткость и глубину суждений, выработанную многолетней привычкой отчетливо и ясно формулировать свои мысли и приговоры. Его оценки, всегда конкретные, доказательные, насыщенные поучительными историческими примерами, эстетическими экскурсами, сохраняют свою непреходящую ценность.

              Из танеевской школы вышла плеяда превосходных музыкантов - композиторов, теоретиков, педагогов, исполнителей и музыкальных деятелей, значительная часть которых до недавнего времени играла видную роль в развитии советской музыкальной культуры и несла традиции учителя в поколение молодых советских музыкантов.

              А.Н. Скрябин, С.В. Рахманинов, Н.К. Метнер, З.П. Палиашвили, С.М. Ляпунов, П.Ф. Юон, Г.Э. Конюс, А.Т. Гречанинов, Н.С. Жиляев, А.В. Станчинский, Б.Л. Яворский, Р.М. Глиэр, С.Н. Василенко, И.А. Сац, А.Б. Гольденвейзер, А.Н. Александров, К.Н. Игумнов, Л.В. Николаев - уже самый перечень этих несхожих творческих индивидуальностей дает представление о масштабе педагогической школы Танеева.

              К этому перечню, вероятно далеко не полному, следует присоединить имена музыкантов, время от времени, а подчас и систематически пользовавшихся советами и указаниями Танеева. Среди них - А.М. Аврамов, Н.Н. Амани, Е.О. Гунст, Г.Л. Катуар, Г.А. Пахульский, А.А. Страхов (в 1895 и последующие годы), С.Л. Толстой (2-я половина 1890-х годов). В заключение упомянем и С.С. Прокофьева, музыкальную одаренность которого Танеев любовно поощрял в его юные годы, о чем свидетельствуют следующие записи в дневниках Танеева за 1902 и 1903 годы: "Он [Ю.Н. Померанцев] привел мальчика 10 лет - Сережу Прокофьева, имеющего выдающиеся способности. Он играл свои сочинения - абсолютный слух, узнает интервалы, аккорды. 2 голоса из баховской кантаты гармонизовал так, что видно, что он ясно представляет себе гармонию. Юша [Померанцев] будет ему давать уроки и раз в неделю ко мне его приводить. С ним была его мать - они живут в деревне около Екатеринославля. Собираются переезжать в Москву. Приехали пока на месяц". "Поехал к Юше сказать, чтобы он написал маленькому Сереже Прокофьеву, что я могу его провести на репетиции". "Репетиция моей симфонии со струнными. Сидел с маленьким Сережей Прокофьевым и объяснял подробности того, как пишутся партитуры". "После обеда б[ыл] Глиэр с Сережей Прокофьевым (11 лет), игравшим свою "симфонию" со мною в 4 руки". "В 3 часа г-жа Прокофьева с сыном Сережей - 12 лет - принес партитуру оперы "Пир во время чумы" - сделал большие успехи. Пришел и его учитель Глиэр. Я дал Сереже партитуру "Руслана".

              /Бернанд Г. С.И. Танеев: Монография. 2-е изд., - М.: Музыка, 1983, с. 208-209/

(Список учеников цит. по кн.: Бернанд Г. С.И. Танеев: Монография. 2-е изд., - М.: Музыка, 1983, с. 270-272; в этой же книге - с. 202-209 - рассматриваются основные особенности педагогической системы С.И. Танеева; по первому изданию монографии (М.-Л., Государственное музыкальное издательство, 1950) - на с. 222-233)

Помимо этой работы Г.Б. Бернанда, различные аспекты педагогической деятельности С.И. Танеева рассматриваются в публикациях:

Арзаманов Ф. С.И. Танеев - преподаватель курса музыкальных форм. - М., 1984.

Брославская Т. С. Танеев и З. Палиашвили. - В кн.: Пути интернационализации музыкальной культуры: Русско-грузинские музыкальные связи. - Тбилиси, 1984.

Корабельникова Л. С.И. Танеев в Московской консерватории: Из истории русского музыкального образования. - М., 1974.

Яворский Б. Воспоминания о Сергее Ивановиче Танееве. - Избр. труды. Т. 2. ч. 1 / Общ. ред. Д.Д. Шостаковича. - М., 1987.

 

 


года.