Концерты музыки
 С.И.Танеева

Среда, 13 сентября 2000 года

РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского
(Большая Никитская ул., 11)

В блаженный край, где ангелы святые...

Первый концерт цикла "Из камерного наследия С.И. Танеева"


1 отделение

С.И. Танеев (1856-1915)

Стихотворения для голоса и фортепиано
"Мое сердце - родник", сл. Я.П. Полонского, ор. 34 № 7
"Свет восходящих звёзд", сл. Я.П. Полонского, ор. 33 № 2
"Не ветер, вея с высоты", сл. А.К. Толстого, ор. 17 № 5
"В годину утраты", сл. Я.П. Полонского, ор. 32 № 1
"Люди спят", сл. А.А. Фета, ор. 17 № 10
"Леса дремучие", сл. Ш. Бодлера в пер. Эллиса из сборника "Иммортели", ор. 26 № 5
"Зимний путь", сл. Я.П. Полонского, ор. 32 № 4
"Не ветер, вея с высоты", сл. А.К. Толстого, ор. 17 № 5
"Мое сердце - родник", сл. Я.П. Полонского, ор. 34 № 7

2 отделение

С.И. Танеев (1856-1915)

Квартет Ми мажор для фортепиано, скрипки, альта и виолончели, соч. 20 (1902-1906)
    I. Allegro brillante
   II. Adagio piu tosto largo. Allegro agitato. Tempo primo (Adagio). Largamente.
  III. Allegro molto. Fuga. Sostenuto. Tranquillo. Agitato. Largamente. Moderato serafico

исполнители - солисты Танеевского музыкального общества

Людмила РУБИНСКАЯ (меццо-сопрано)
Михаил ГУЖОВ (бас)
Михаил НИКЕШИЧЕВ (фортепиано)
Констинтин КОМИССАРОВ (скрипка)
Маргарита СПИРИДОНОВА (альт)
Андрей СПИРИДОНОВ (виолончель)



          Дютьково... Деревушка близ Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде под Москвой. Уже 35 лет здесь - в Музее С.И. Танеева - проводятся летние Танеевские фестивали, цель которых - не только припасть к океану красоты и глубочайших прозрений музыки "одного из величайших русских художников" (слова М.И. Чайковского), приблизиться к пониманию проблематики танеевских партитур, - но и провидеть ключевое место, какое занимает С.И. Танеев в истории русской музыки и отечественной духовной традиции. Именно поэтому солисты "Танеевского музыкального общества" стремятся представить всю полноту камерного наследия Сергея Ивановича, исполнить в максимальном объеме всё, что им создано в области камерного музицирования.
          Многие из произведений, звучащих в сегодняшнем концерте, задумывались, писались или дорабатывались в Дютькове, ставшем местом летнего отдыха Сергея Ивановича с 1906 по 1915 год. И как всегда у Танеева - начиная с Первой кантаты "Иоанн Дамаскин", - звучат в них вечные вопросы, тоска по небесному отечеству. <<В творчестве Танеева есть моменты, когда в красках природы он начинает видеть самое существо небесного света, свет становится главным и единственным образом в его мире. Все творчество Танеева исполняется тогда глубоким и строгим созерцательным устремлением, сама идея, само понимание музыки принимает иной, новый облик. Одно из самых глубоких выражений такой духовной преображенности - это "Канцона">> (Н. Брюсова). Именно дантовские слова о призванной к себе Богом Беатриче (романс "Канцона XXXII") поставлены в заглавие сегодняшнего вечера. <<Момент, когда в творчество Танеева проникает этот дух созерцания, поистине, преображает, совершенно меняет его. Но в тот момент оно становится особенно танеевским, ему именно присущим, характерным для него одного. Эти особые минуты творчества - то, ради чего существовало оно, исходная точка его устремления и его конечная цель. Простая мерность танца в конечном совершении вознесла дух к высшей божественной мерности созерцания. ...Мы все ищем и боремся. И в целом движении наших душ это общая смута. Но всегда в сознательной или бессознательной части нашей души лежит знание о единственной, как-то чудом ведомой нам, мгновенной, весь мир в себя включающей ясности, - ясном, простом чувстве бытия и совершенства бытия. Мы ее ощущали когда-то, или ощутим в какие-нибудь будущие времена... Но знание о ней из начала и навсегда дано нам. Искания наши это искания ее одной. И если мы слышим ее отблеск в земных изображениях, мы склоняемся перед ними и чтим их, как образ небывалого, недостижимого на земле совершения и надежду тишины и мира>> (Н. Брюсова).
          Музыка ангельского мира становится особенно слышимой у Танеева в моменты тяжелых жизненных потерь: романсы "Ангел", "Зимний путь", "В годину утраты" посвящены памяти ближайшего для Сергея Ивановича человека - его няни Пелагеи Васильевны Чижовой. О цели и береге человеческой жизни с первого крика рождения до последнего вздоха - повествует первое крупное танеевское инструментальное произведение с участием фортепиано - Фортепианный квартет Ми мажор, ор. 20. В заключительном разделе квартета - Moderato serafico (ангельское moderato) - взгляд художника-пророка прозревает все, что было в этой жизни, а музыкальные темы различных частей квартета гармонически сосуществуют в райском единстве также, как "милых призраков родимые черты" (романс "Леса дремучие" на слова Ш. Бодлера) приносят тишину и мир смятенной душе поэта. Как не вспомнить тут преподобного Серафима Саровского, Франциска Ассизского (Pater Seraficus), да и самого Сергея Ивановича Танеева?..
          Дютьково стало последним земным пристанищем русского гения. Деревенские ребятишки украсили гроб цветами, и несли его мужики на плечах до далекой железнодорожной станции "Голицыно". Все было так, как описал еще в 1913 году Иван Сергеевич Шмелев: здесь, в Дютькове, проиходит действие его рассказа "Росстани", повествующего о праведной христианской кончине русского человека. <<Когда вступили в еловый лесок, с запахом теплой сырости после дождя, одинокие голоса стали крепнуть, и казалось, что поют хорошо и стройно, как в пустой церкви. Тихие, грустные, стояли ели и слушали в полумраке. А когда пошел березняк, стало весело, зелено и прохладно. В кустах орешин темнели мохнатые гроздочки, играли светлые стрелки. Играючи, шуркало по головам ветками. Урядник ехал впереди на случай встречи, нагибался и обламывал. Пели все, и молитва сбивалась бабьими голосами на песню. И было похоже в солнечной роще, что это не последние проводы, а праздничный гомон деревенского крестного хода>>.
          В народной памяти сохранились слова дютьковской крестьянки, сказанные в тот июньский день 1915 года. Вот они: "Мы и одним глазком не сподобимся заглянуть туда, где твоя праведная душенька будет"...

Михаил НИКЕШИЧЕВ



Начало концерта в 19.00
Вход свободный


года.