Концерты музыки
 С.И.Танеева

Воскресенье, 14 января 2001 года

РАХМАНИНОВСКИЙ ЗАЛ
Московской государственной консерватории
им. П.И. Чайковского
(Большая Никитская ул., 11)

Мне отзвук слышался иной...

Второй концерт цикла "Из камерного наследия С.И. Танеева"


1 отделение

С.И. Танеев (1856-1915)

Соната для фортепиано и скрипки ля минор (1911)
    I. Allegro
    II. Adagio cantabile (21 июля 1911, Дютьково)
    III. Minuetto. Allegretto
    IV. Allegro ma non troppo (22 июля 1911, Дютьково)

Канцона для кларнета и струнного оркестра (1883)
    Авторское переложение для кларнета и фортепиано

2 отделение


Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Ре мажор, ор. 22(1905-1907), посв. А.Т. Гречанинову
    I. Allegro
   II. Allegro molto
  III. Andante espressivo
   IV. Finale. Allegro con brio

исполнители - солисты Танеевского музыкального общества

Алексей СТРЕЛЬНИКОВ (скрипка)
Маргарита СПИРИДОНОВА (альт)
Андрей СПИРИДОНОВ (виолончель)
Михаил НИКЕШИЧЕВ (фортепиано)
Алексей МИЛКИН (кларнет)



           "Мне отзвук слышался иной..." - строка из танеевского "Менуэта", стихотворения для голоса и фортепиано на слова Шарля д'Ориаса в переводе Эллиса. Камерно-вокальный шедевр Танеева обладает "столь цельным органическим слиянием с характером эпохи, что ни о какой стилизации не может быть и речи. Это - перевоплощение..." Романс вместил в себя "столько содержания, сколько не дадут несколько томов психологических описаний и воспоминаний о Французской революции" (Б. Асафьев).
          При жизни же Танеева бесконечно упрекали за его интерес к "старомодным" формам, "устаревшим" приёмам композиторской техники, "архаичным" темам, даже за изощренное мастерство его партитур. Верность музыканта Моцарту вызывала со стороны критиков ироническое, снисходительно-насмешливое отношение: "Он берёт за образец своего творчества композиции Моцарта - анахронизм"; "всё одна сушь, Моцарт, солидная контрапунктическая работа, а то и простое упражнение в трезвучиях..." Сама же цель устремленности взгляда композитора вглубь многовековой музыкальной истории, смысл труда по обобщению музыкальных интонаций и форм, - остались непонятыми. Должно признать, что и в наши дни остаются неразгадаными мотивация танеевского творчества, его проблематика...
          К упрёкам в "моцартизме" С.И. Танеев относился снисходительно: "Я положительно убежден, что та форма оперы, в которой писал Моцарт, есть самая совершенная (я говорю - форма, а не содержание: в современной опере музыка, конечно, должна быть современная). Особенно поразительны у Моцарта ансамбли: характер действующих лиц в них выдержан, настроение музыкальных фраз соответствует тексту, каждый участвующий представляет собою вполне самостоятельное лицо, а всё это укладывается в музыкальные рамки, которые, независимо от текста, чисто с музыкальной точки зрения вполне безукоризненны и логичны. Музыка не противоречит тексту (как это бывает, напр[имер], в современных итальянских операх), а текст не мешает музыке (что постоянно происходит у твоих петербуржцев). Это есть высшая ступень совершенства в опере. Если теперь так не пишут, то потому, что не умеют" (из письма к А.С. Аренскому от 20 июня 1883 г.).
          И в своей системе преподавания Танеев исходил из убеждения, что учащийся должен практически усвоить исторический процесс образования важнейших музыкальных форм и уметь их воспроизводить. Что же касается старинных "техник", форм и тембров (в одно из струнных трио композитор вводит преданную забвению тенор-виолу), то их Танеев использует естественно, живо, достигая невиданных рубежей и совершенной свободы (известны слова Н.А. Римского-Корсакова, сказанные им в 1904 году: "Знаете, перед таким мастерством чувствуешь себя совершенным учеником"). При этом С.И. Танеев не только провидит живую, хотя и ушедшую, эпоху, но и пророчески смотрит в будущее.
          Юношеская кларнетовая Канцона (Канцона для кларнета и струнного квинтета, 1883 г.) и обобщает историю жанра - от лирической поэзии трубадуров Прованса XII-XIII вв. до инструментальных канцон Фраскобальди и Баха, и перекликается с более поздним шедевром зрелого мастера - романсом на слова Данте "Канцона XXXII":

          "Чтоб нашей жизни горе и волненье
          Твоей души безгрешной не коснулись,
          Твои глаза последним сном сомкнулись."
                         (перевод Эллиса)

Соната для фортепиано и скрипки (средней трудности) ля минор написана С.И. Танеевым в 1911 году. Как и Канцона, при жизни автора она осталась неопубликованной (впервые издана в 1948 г.). Почему Танеев воздержался от публикации вполне завершённой сонаты? По-видимому, не только предельной требовательностью композитора к себе можно это объяснить. В ряду грандиозной "камерной трилогии" последних лет (фортепианные Квартет, Трио и Квинтет) Соната для фортепиано и скрипки выделяется неприкрытым трагическим звучанием, сокровенно-исповедальным, личным характером. Произведение писалось в период тяжелого душевного надлома, связанного с кончиной няни Танеева - Пелагеи Васильевны Чижовой. "...Всё время чувствую себя точно пришибленным, как бы физически ощущая полученный мною удар. <...> Смерть Пелагеи Васильевны - одно из самых важных событий в моей жизни." (из письма М.И. Чайковскому от 17 декабря 1910 г.). Сочинение, так мало притязающее на "эстрадный" успех, проникнуто духом моцартовской (и шубертовской) прощальности. Сама тональность отчаяния и одиночества - ля минор - напоминает о клавирной сонате Моцарта, сочиненной в год смерти матери. На Моцарта указует и II часть танеевского опуса, написанная в излюбленной Моцартом (для медленных частей) сонатной форме без разработки, и название - "Соната для фортепиано и скрипки (средней трудности)": свои скрипичные сонаты, даже самые глубокие, великий австриец именовал "сонатами для клавира с аккомпанирующей скрипкой". Менуэт сонаты (III часть), будучи абсолютно аутентичным, в то же самое время предвосхитил многие мрачные танцы музыки XX века, в частности, "Трагический менуэт" из виолончельной сонаты 1937 года А.Т. Гречанинова. Ремарка "musette"в trio (середина части) указывает и на французскую волынку мюзет, и на старинный танец, и косвенно - на его прочтение Бахом (английские сюиты) и Моцартом (опера "Бастьен и Бастьенна").

          "Но часто их напев живой
          Вдруг нота скорбная пронзала,
          И часто в шумном вихре бала
          Мне отзвук слышался иной,
          Как будто проносилось эхо
          Зловещих, беспощадных слов..."
                         (романс "Менуэт")

          Отсветы пожара 1905-го года сверкают в Трио для фортепиано, скрипки и виолончели Ре мажор, ор. 22. Центральная его часть - Скерцо - носит не столько сказочный, сколько апокалипсический характер.
          Танеевское Фортепианное трио, ставшее вершинным не только в русской музыке, но и во всей истории жанра, встретило единодушный восторженный приём со стороны и слушателей-современников, и критиков. "В этом превосходном произведении привлекательно не только огромное техническое мастерство, но и свежая непринуждённость изобретения, богатство гармонии и замечательная красивость звучности всего сочинения от начала до конца. Эта красота в значительной степени находится в зависимости от удивительного равновесия, какого композитору удалось достигнуть для всех трёх участвующих инструментов. Это было действительно трио трёх совершенно равноправных членов, причём каждый из них всё время вполне сохраняет свою индивидуальную самостоятельность и в то же время все три вместе составляют удивительно прекрасное целое. Подобного мастерства в этом отношении достигали в прежнее время классики в лучших из своих произведений. И новое трио вполне проникнуто классическим духом с этой точки зрения, хотя в то же время по своему духу и содержанию музыка эта совсем новая. В особенности выделяется своей оригинальностью по форме и содержанию вторая часть, скерцо, представляющее со своей темой с вариациями вместо трио нечто совершенно новое и сделанное с безукоризненным мастерством. Впрочем, все части этого сочинения замечательно хороши и проникнуты таким бодрым одушевлением, какое редко встречается в новой музыке" (Н.Д. Кашкин).

Михаил НИКЕШИЧЕВ



Начало концерта в 14.00
Вход свободный


года.